Туманная область сканографии...
Озолоченный солнцем плод –
Янтарный сон и мед остывший,
Медлительный, еще не бывший,
Но воплотившийся вот-вот.
<…>
И как магическая даль
К себе притягивает взоры,
Так чуду золотому впору
Рассеять всякую печаль.
Это стихи Марины. Она пишет давно. Снимает всего
три-четыре года. Но и ее фотография, и ее поэзия – производное чувственно-лирического
переживания мира. Ее сканографический автопортрет лучше всего передает модус
этого переживания – «прижавшись теплою
щекой».
Марина – кандидат исторических наук, доцент кафедры
всеобщей истории ЧелГУ. В 2002-2014 она преподавала на отделении
искусствоведения в ЧелГУ. Ее предметы: европейское и русское искусство XVI-XIX в.в.,
искусство модерна.
В 1990-е годы Марина работала в Литературной
мастерской при челябинском Союзе писателей под руководством Н. Ягодинцевой.
Публиковалась в литературных альманахах "Непререкаемое" (Челябинск,
1997), "Литэссенция#1" (Челябинск, 2005), в петербургском журнале
"Аврора" (№ 2, 1999).
Фотографировать
начала в 2013-м. В 2015-м добавляет к своим художественным техникам
сканографию. Интернет-блоги Марины - «Essentia: art-foto. Авторская фотография
Марины Шумаковой» и поэтический «Северные дзуйхицу: поэзия и проза».
Дзуйхицу —
это жанр японской короткой прозы, близкой дневниковому письму. Марина уверена,
что фотографии ее – тоже дзуйхицу, как
«Записки у изголовья» Сей Сенагон: смиренное следование за поэзией мира.
Обернитесь и посмотрите на работы Марины. Не так все
просто, как она говорит. Ее взгляд с одержимостью первооткрывателя ищет все
новые и новые оптические пространства, все новые и новые световые эффекты. Она
испытывает на предмет Прекрасного объекты и среды, подчас настолько обыденные,
что никому бы не пришло в голову искать Прекрасное здесь. Она работает до тех пор, пока блик в толще
витражного стекла, глубина цветка, влажный срез земли или пестрый ворох лепестков на зеркале
сканера не отдадут весь свой сокровенный мед и аромат.
Предпочтительный объект Марины – цветы. Вечный
объект для нашего любования и классический объект для фотографического и
живописного натюрморта. Секрет Марины – в умении снимать цветок так, что он
раскрывает весь спектр нашего с вами существования.
На этой выставке нет ничего, кроме цветов. И вместе
с тем здесь есть фотографические портреты, глубоко индивидуальные,
психологические, с ярко выраженными характерами. Есть изящные и эротичные ню. Есть лирические фотоландшафты с
выразительным рельефом местности и далеким горизонтом. Есть драмы, которым
нельзя не сочувствовать. Есть философские максимы. Есть метафоры жизни и
смерти, любви и отчаяния. И при этом растение остается растением, доставляя нам
еще и простую феноменологическую радость созерцания природной гармонии.
В сканографиях Марины материя цвета становится кроме
того еще и материей живописи, чем-то вроде чистого пигмента, из которого
художник может создавать небывалые и невиданные образы, пробуждающие в зрителе
фантазию. На минуту эти образы
превращают и нас, созерцающих, в мечтательных художников.
Выставки
М. Шумаковой:
Выставочный
проект в рамках молодежного фестиваля видео-арта «Intro» (ЧелГУ) – 2013.
«Calendae» Персональная выставка в Киноцентре им. Л. Л.
Оболенского, Челябинск, 2014.
«Essentia»
Персональная выставка в галерее современного искусства «Окно», Челябинск,
2014.
«Give me
T» - групповая передвижная выставка абстрактной фотографии (Санкт-Петербург- Владивосток
- Хабаровск – Челябинск).
О.
В. Конфедерат, куратор выставки
в рамках проекта «Soft focus»: женский взгляд,
5
марта 2015 г., бутик-отель «TISHINA»
http://vk.com/club84961952
Сканография - туманная для меня область. Во-первых потому, что осваивать ее я начала совсем недавно, во-вторых - туманность и ощущение погруженности в какой-то ирреальный средовый "раствор", обволакивающий предметы туман,
Комментариев нет:
Отправить комментарий