Translate

пятница, 30 января 2015 г.

"Символический обмен и жест: феномен абстрактной фотографии"

Перед вами  субъективная попытка осмысления феномена
 абстрактной фотографии. Подобная субъективность взгляда 
 оправдывается автором тем, что, обращаясь к "жанру" абстрактной  фотографии,  он
 "слишком близко принимает к сердцу" то, что  составляет содержание его работы...

Символический обмен и жест:
 к вопросу о феномене
 абстрактной фотографии

Среди направлений абстрактной живописи меня всегда  привлекал  абстрактный экспрессионизм и, безусловно, работы знаменитого Джексона Поллака. Ощущение тесной связи между жестом, движением, почти танцем, в процессе которого создавались работы Поллака, и материалом живописи (то, как красочный слой ложится на холст, какие приобретает контуры и очертания) буквально завораживает меня в его работах.










 В китайской (по сути - дзен-буддийской)  живописи есть такое понятие:"и би хуа" - искусство одной линии или, лучше сказать -  одного жеста. Наша жизнь - всего лишь одно движение, продолжающийся во времени жест, исток которого - нам неизвестен: он прячется в безграничном мраке зачатия, в темных и таинственных глубинах синтеза белковых веществ на поверхностях клеточных рибосом, в силовых полях конфигураций внутриатомных связей. Художнику дано отобразить содержание этого жеста в краске и линии, пятне и мазке, что в случае с абстрактным экспрессионизмом  становится чуть ли не единственным (по мнения автора)
содержанием живописи.Тогда живопись становится со-присутствием, со-бытием художника, зрителя и энергий и свойств того материально-красочного вещества, которое составляет физически-материальную основу живописи.
Даже в абстрактном  минимализме, например, в работах Марка Ротко, при кажущейся неразличимости жеста внимательное вглядывание в саму технику живописи позволяет увидеть сопряженные между собой материал и жест художника (например, в том, как материя красного приобретает свои контуры и границы).





У Марка Ротка есть удивительная серия "рисовых картин", которые для меня -  словно стоят  на грани абстрактной живописи и абстрактной фотографии:




В этой технике жест художника  отступает в тень, оставляя место для репрезентации фактуры и тысячи сцеплений рисовых зерен, которые при всей хаотичности и случайности выстраиваются в определенном порядке, заданном их природной формой. Красящий пигмент лишь оттеняет природные свойства материала, а свет, падающий на картину, выявляет особенности фактуры, направление и качество поверхностных сопряжений частиц "рисовой материи". Однако здесь присутствует "фактор"  волевого воздействия самого художника, в соответствии с которым выстраивается общая композиция
Произведение Ротко предназначено для непосредственного рассматривания, фотограф  -  идет дальше. Он создает симулятивную реальность иного уровня -  тень тени, след следа... Происходит своеобразный "символический обмен", при котором на место жеста художника приходят энергии самой реальности, самого материала, который подвергся воздействию каких то иных, зачастую внечеловеческих (стихийных, природных) сил, данных нам в симулятивном акте удвоения реальности,  характерном для искусства фотографии.
Например, в творчестве Михаила Тормакова мы становимся очевидцами перекрестного воздействия различных природных и человеческих усилий, в результате которых перед нами  -  симулятивное присутствие некоторого внечеловеческого (или не совсем человеческого) жеста-воздействия, придавшего этому сочному "мазку" штукатурки динамизм и экспрессию, а квадратикам под отвалившейся плиткой - сочную фактурность.






На мой взгляд, нечто подобное происходит в следующей моей работе:




Эта фотография сделана на бывшей стройплощадке, где "перемешались" энергии природы, механического воздействия экскаватора (или  другой  техники),  природно-определенные свойства самих веществ  - земли и глины. Или еще:




здесь фактура льда - результат  действия  внечеловеческих стихий воды и холода, запечатлеть "работу" которых нам позволяют объектив и матрица фотоаппарата. Те же стихийно-природные энергии и силы, созидавшие фактуру и структуру камня "пойманы" в объектив фотоаппарата Кирой Малковой:



Но искусство фотографии позволяет  шагнуть дальше в вожделенную для самого Кандинского - основателя и теоретика абстрактной живописи -  область "творчества из ничего",  или, иными словами, к самим первоистокам творческого процесса. Фотография, как известно - искусство света.  У фотографа, в сущности, нет ничего  под рукой:  кроме   света. Это и есть его основной материал. С чистым, почти беспримесным материалом света работает  Михаил Тормаков. В некоторых его работах  свет еще хранит "память" о тех материальных средах, проходя через которые он  приобрел форму, оптически воспринимаемый  "оттиск", "кальку"  с самой структуры проводящего свет вещества. 









Мне представляется, что нечто подобное происходит и в некоторых моих работах:








Но  это - не предел для его творческой фантазии. В серии "Сны" свет приобретает полную самостоятельность, практически исчезает его связь с фактурами и свойствами изначальной фотографической материи. Свет остается лишь носителем цветовой стихии. Эти работы вызывают у меня головокружительное ощущение экзистенциональной левитации, поскольку не привязывают меня к привычным системам координат - верха или низа, к конкретно-тактильным впечатлениям  и ощущениям от окружающего мира.





Если можно говорить об абстракции как своеобразном "жанре", то можно сделать вывод об определенных модификациях, происходящих внутри этого жанра. В свое время Аристотель выявил классическое для эстетики сопряжение в художественном произведении материала, формы и энергии (созидающей причины). В случае с искусством абстракции, как мне представляется, можно обнаружить следующие модификации внутри этого "жанра": зарождение в русле живописи как вида искусства, в которой оказываются сопряжены материал (например - холст и краски) и  энергия жеста художника, созидающие саму форму  художественного произведения. Затем перенос  - в технически иную область  -  фотографии, где мы сталкиваемся с символическим удвоением в пространстве фотоснимка изначальных энергий и сил, заключенных в самом объекте фотосъемки (выявленных и зачастую оптически "усиленных" фотографом), что заставляет нас заново пережить наш перцептивно-расчерченный опыт восприятия окружающего мира. Далее - область мне совершенно неведомого, перцептивно не означенного опыта "встречи" с чистым светом как носителем цветовой стихии.


Фотографии (помимо  авторских работ) взяты с личной страницы Михаила Тормакова: http://vk.com/mikhail_tormakov

и со страницы группы "Абстрактная фотография": http://vk.com/abstract_foto

Комментариев нет:

Отправить комментарий